Авторизация
 
  • 13:54 – Запорожье- Севастополь 
  • 20:49 – Успешное лечение нарушений ритма сердца. 
  • 20:46 – Новое в лечении неврозов. 
  • 20:46 – Новое в лечении неврозов. 

Еврейская Улица Запорожья 23

ГАЗЕТА ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ ЗАПОРОЖЬЯ Выпуск №23 Сиван (май-июнь) 2015 г.
Еврейская Улица Запорожья 23

ГАЗЕТА ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ ЗАПОРОЖЬЯ Выпуск №23


ЕВРЕЙСКАЯ УЛИЦА
Скачать выпуск газеты 23 [3,57 Mb] (cкачиваний: 6)
Нохум Эрентрой.
Главный раввин Запорожья и Запорожского региона

Хватит дешёвых подделок. Приходите и ешьте подлинный блинчик с сыром! 
В месяц сиван, в котором мы находимся, мы празднуем праздник Шавуот. Основной смысл этого праздника – дарование евреям Торы на горе Синай.

После дарование Торы всё изменилось. Наши предки перестали быть бывшими рабами и стали народом. Народ Б-жий. Дарование Торы – это то, что объединило нас всех. Это то, что делает нас всех одним народом.

Мы живём в стране, где долгое время быть соблюдающим евреем было почти невозможно. «Хейдеров» – еврейские религиозные начальные школы – были закрыты, и сладкий детский голос, который звучал много лет по-еврейски, чуть не замолчал навсегда. Старики, которые помнили, как изучали в детстве «Алеф-Бейс» и «Шма-Исроэйль», были вынуждены терпеть, что их внуки в красных галстуках ничего не знают о своих традиции и истории. Так прошло около 70 лет.

Сейчас мы находимся «после потопа». После материального «потопа», где погибли около 6 000 000 наших братьев и сестёр, и после духовного «потопа», где пытались уничтожить не наши тела, а наши души. Поколение, которое сейчас тут живёт, – это те, кто выжил в этих двух видах потопа. Это поколение почти оторвано от своих корней. Поколение, которое почти ничего не знает о себе.

Еврейская Улица Запорожья 23 Да, мы многого достигли. Мы открыли еврейскую школу, детский сад, большую и красивую синагогу, и много-много евреев вернулись домой – слава Б-гу. Многие ходят в синагогу регулярно, многие начали соблюдать шаббат, кашрут, и есть у нас в городе уже немало местных еврейских семей, которые соблюдают еврейский образ жизни в полной мере.
Но не о них хочу я написать сегодня. Я знаю немало таких, кто ходят в синагогу на праздники, и даже таких, которые раньше ходили, но потом перестали. В самом начале всё было свежо, интересно. Потом некоторые решили, что всё, хватит – они были несколько раз, видели, попробовали, и больше им не надо... Они уже знают то, что им надо было знать для того, чтобы решить: это не для них. Они не против, они не за, они просто говорят: мы знаем, что это такое, мы были, мы видели, и мы решили, что нам это не надо. Вот это то, что мы празднуем на праздник Шавуот. Это именно такой праздник, он для тех, кто вот так считает. Для того чтобы объяснить, что я имею в виду, я расскажу вам историю.

Бедняга ходил как-то по улицам, чувствуя голод, внезапно он был поражен восхитительным ароматом. Из окна кухни огромного особняка доносились запахи завтрака богача. Глядя в окно, бедняк внимательно наблюдал, как повар смешал ингредиенты и подготовил стопку блинчиков с сыром. Он никогда в жизни не ощущал запах такого аппетитного блюда.

Он побежал домой и сказал жене: «Нам обязательно нужно съесть чуть-чуть блинчиков с сыром на завтрак! Они очень вкусные! Можешь ли ты сделать мне хоть немного? Всё, что нам нужно для этого, это французская блинная смесь, молоко, яйца, немного сливочного масла, чтобы пожарить их, и сыр для начинки».

«Конечно дорогой! – ответила добрая жена. – Я сделаю тебе лучшие блинчики с сыром, какие кто-то когда-либо пробовал!» Но когда она посмотрела в свою кладовую, то увидела, увы, только пустые полки...

Трудолюбивая и изобретательная женщина не стала отчаиваться. «Мне нужно немного творчества, – подумала она, – у меня нет никакой французской смеси для блинов, но немного картофельной муки должно быть тоже хорошо. Молока у нас тоже нет, но я буду использовать просто воду. У нас нет яиц, но я же могу бросить несколько картошин. Мы, конечно, не можем позволить себе сливочное масло для жарки, но у меня есть остатки старого масла, которое я использовала на последней неделе, и я уверена, что оно может быть использовано снова. И сыр стоит слишком дорого в эти дни. Нам придется довольствоваться пюре вместо сыра, и, думаю, это всё должно быть похоже на заказанные мне блинчики».

В короткое время вкусный завтрак был готов – горка домашних блинчиков с сыром. Хорошая жена принесла их своему крайне голодному и благодарному мужу, который откусил блинчик с сыром впервые в своей жизни. После вкушения первого блинчика выражение его лица изменилось от нетерпеливого счастливого ожидания до горького разочарования.

«Если честно, – говорил муж, – я не совсем понимаю, почему богатые люди так любят эти блинчики. На самом деле, ничего необычного в них нет…»

Когда еврей никогда не чувствовал настоящего иудаизма, ему хочется иногда познать, что же это такое. Он придёт в синагогу раз-два, побывает на Пасхальном сейдере – и всё, теперь он думает, что он всё понял, и это уже не так интересно. Он уважает тех, кто нашёл в этом интерес, но сам он уже попробовал и говорит: «Если честно, я не совсем понимаю, почему богатые люди так любят эти блинчики. На самом деле, ничего необычного в них нет…»

А ведь этого недостаточно. Ему надо попробовать вкус настоящего иудаизма. И для этого есть у нас праздник Шавуот, праздник дарования Торы. Без глубокого изучения Торы невозможно понимать правильного иудаизма. Человек, который ещё не сидел и не учился Талмуду так, как следует его изучить, не может говорить, что он уже попробовал иудаизм. Человек, который уже изучил внутреннюю часть Торы, как она объясняется в хасидских трудах, уже начинает понимать вкус настоящего блинчика...
Я приглашаю вас всех участвовать в занятиях по Торе. У нас в синагоге ежедневно собираются еврейские мужчины и учат Тору. Есть занятия и для женщин, и для «золотого возраста». Вы можете позвонить в синагогу и узнать, когда можно приходить и участвовать.

Хватит дешёвых подделок. Приходите и ешьте подлинный блинчик с сыром!

 

Безделье у Синая
 
Основано на беседах Любавического Ребе
 
 
«На третий месяц по выходе сынов Израиля из страны египетской, в этот день, пришли они в пустыню Синай... и расположились станом в пустыне» (Шмот, 19:1,2).

«Этот день» был 1-м сивана 2448 года (1313 до н.э.), первым днём после шести недель Исхода. А спустя ещё шесть дней весь народ Израиля стоял у горы Синай и видел Б-га, давшего ему Тору. С того дня мы отмечаем праздник Шавуот – «время дарования нашей Торы».

В главе 19 книги Шмот описана последняя неделя подготовки к принятию Торы у горы Синай. В Талмуде приводится следующая хроника событий этих шести дней, с 1-го по 6-й день месяца сиван.

Загадочная пауза

Откровение у Синая – это кульминация Исхода, его завершение. За много месяцев до того, тоже на Синае, когда Б-г впервые предстал перед Моше в горящем кусте и повелел ему вывести народ Израиля из Египта, Он сказал: «...И вот тебе знамение, что Я посылаю тебя: когда выведешь этот народ из Египта, вы будете служить Всесильному на этой самой горе» (Шмот, 3:12).
С того момента, когда Моше принес слово Б-га об обещанном спасении, еврейский народ стал ждать Его Откровения у горы Синай. Ибо Моше обещал им куда большее, нежели просто бегство из Египта, бегство от «тяжкого труда над глиной и кирпичами» (1:14). Он обещал им как народу высшую свободу: свободу от своей собственной смертности, от конечности и приземлённости материального бытия. Он обещал, что они увидят Б-жественную реальность, которая даст им возможность изменить жизнь настолько, что она вместит в себя безграничность и вечность. Он обещал им б-жественную Тору.

С той ночи, когда евреи покинули Египет, они буквально считали дни и жили ожиданием утра, когда, наконец, познают реальность Б-га и получат истину всех истин. (По сей день для нас актуален этот 49-дневный отсчёт со дня, когда евреи покинули Египет, до момента вручения им Торы: и поныне мы ведём счёт омера [омер – мера сжатой пшеницы; омерами приносили её евреи в Храм], стараясь очиститься к празднику Шавуот настолько, чтобы удостоиться Торы. Каждый Пейсах мы испытываем вкус свободы, как когда-то наши предки, вышедшие из Египта. Следующие семь недель мы готовимся к встрече с Торой – так и они готовились 49 дней, совершенствуя себя и ведя постоянный отсчёт. Наконец, в ходе праздника Шавуот мы получаем высший дар свободы – это ежегодное «Откровение у Синая» и «Дарование Торы».)

В свете этого события, вернее, отсутствие событий 1 сивана очень трудно поддаётся пониманию. Это был день, когда «Моше ничего не сказал еврейскому народу, потому что они устали с дороги». Но человеческая природа такова, что чем ближе ты оказываешься по времени к ожидаемой цели, тем сильней возрастает желание. Почему же после 6 недель ожидания и подготовки к великому дню всё остановилось лишь потому, что еврейский народ «устал с дороги»? Почему же они не делали абсолютно ничего, чтобы подготовиться к принятию Торы в тот самый день, когда пришли к подножию горы Синай?

Молчание еврейского разума

Прочтём внимательней, что рассказывает Тора о деяниях еврейского народа в этот день, 1 сивана: «На третий месяц по выходе сынов Израиля из страны египетской, в этот день, пришли они в пустыню Синай: вышли из Рефидима и прибыли в пустыню Синай, и расположились станом в пустыне; и разбил лагерь там Израиль напротив горы» (Шмот, 19:1,2).

Комментируя эти строки, Раши отмечает грамматически необычное использование единственного числа – «и расположился там станом» (а не «расположились») – в отношении всего еврейского народа. Раши объясняет: Тора сообщает, что «они расположились как один человек, единым сердцем, в отличие от всех других стоянок, когда были среди них разброд и разногласия».

Действительно, было много случаев, когда во время странствий еврейского народа по пустыне вспыхивали ссоры, даже бунты. Но так ли уж всё было плохо? Неужели «все другие стоянки» (а их, включая стан у

2 Раши (акроним словосочетания «Рабейну Шломо Ицхаки» – «наш учитель Шломо сын Ицхака») – 1040, Труа, Франция – 1105, там же. Крупнейший средневековый комментатор Талмуда и один из классических комментаторов Торы; духовный вождь и общественный деятель еврейства Северной Франции.

Синая, в соответствии с 33-й главой книги Бемидбар, было сорок две) были связаны с раздорами, и только стан у Синая оказался мирным исключением?

Во-первых «разброд и разногласия» в еврейском лагере не следует понимать лишь негативно. Наши мудрецы говорят: Б-г создал человека таким образом, что «как нет двоих похожих внешне, так нет двоих со схожими умом и характером» . У каждого свой образ мыслей, свой темперамент, и одну и ту же истину каждый трактует по-своему. Поэтому расхождения во мнениях не всегда проистекают из эгоизма и враждебности – причиной может быть искренний поиск истины и желание полностью реализовать свой потенциал. Фактически, если не преследовать лишь свой собственный интерес, расхождения во мнениях могут быть полезны и конструктивны.

Тем не менее, то, что было приемлемо и даже желательно на всех стоянках, оказалось недопустимым в стане у Синая. Ибо важной частью подготовки к получению Торы было (и есть) искоренение всех различий во взглядах и подходах.

Причину этого можно понять, проанализировав разницу в изучении Торы до Синая и после. Да, Тору изучали и соблюдали и до дарования её на горе Синай. Шем, сын Ноаха, возглавил академию по изучению Торы вместе со своим внуком Эвером . Патриархи – Авраам, Ицхак и Яаков – основали «ешивы» для изучения Торы . Таким образом, Дарование Торы у Синая отнюдь не было раскрытие доселе неизвестного документа. Тогда что же тогда произошло у Синая?

До Синая разум был инструментом, с помощью которого можно было проникать в глубины Торы. Б-г изначально вложил собственную мудрость в слова и мысли, понятные разуму человека, а тот стремился их постичь и усвоить в той степени, в которой это возможно. Поскольку разум каждого человека уникален и имеет свои сильные и слабые стороны, масштаб и глубина постижения Торы каждым, кто её изучает, различны. Разумеется, постичь Тору во всей её глубине не способен никакой человеческий разум, ибо он ограничен и не в состоянии познать бесконечную мудрость Б-га.

Но у Синая Б-г дал нам Свою Тору. Целиком. Он решил поделиться с нами всей Своей мудростью независимо от ограничений нашего интеллекта. В тот момент и Моше, и самые простые евреи были одинаковы – одинаковы в своей неспособности постичь суть мудрости Б-га силою своего разума, и одинаковы в том, что Б-г дал им это понимание как подарок – Он «вложил» бесконечность Своей мудрости в простейшие из строк Торы в устах простейших из евреев.

Чтобы подготовиться к дарованию Торы у Синая, еврейскому народу нужно было отказаться от индивидуальных особенностей и талантов, отличающих их друг от друга. Требовалось осуществить переход от активного понимания Торы к пассивному восприятию дара Свыше.

Так что 1-й день сивана, когда евреи прибыли к месту получения Торы, отнюдь не был лишен каких бы то ни было событий. Наоборот, это был день интенсивной подготовки, сопровождавшейся беспрецедентной деятельностью: создание лагеря, который бы был «как один человек с одним сердцем». И не только прийти к согласию в том, как действовать («один человек»), а и отказаться от индивидуальных подходов, взглядов и интуиции в пользу единого, лишённого эгоизма восприятия («одно сердце») – вот суть важнейшая предпосылка для б-жественного Дарования Торы.

Это было самым «утомительным путешествием». Не столько физический переход из Рефидима, а именно психологический – от активной шестинедельной подготовки к полной пассивности. В тот день «Моше не сказал им вообще ничего», и его молчание о распорядке этого дня было его самым красноречивым описанием – каждый должен был превзойти своё понимание Торы и сделаться «пустым сосудом», дабы вместить то, что дарует Б-г.

Возвращение к себе

За великой паузой в 1-й день сивана последовали 5 дней активной подготовки.

Поначалу определённость и индивидуальность разума препятствуют получению бесконечной, непостижимой сути Б-жественной мудрости. Но, открыв себя для получения Торы Всевышнего, мы должны вновь активизировать наши индивидуальные возможности, чтобы воспринять и усвоить полученное.

Безусловно, различия проявятся. Моше, Аарон, священники и простой люд – у всех свои чётко очерченные границы. Сущность Торы воспринял каждый – всеми она получена одинаково, а вот применить её к своей жизни можно только на основе своего индивидуального восприятия и опыта.

Еврейская мудрость


Основатель хасидизма, рабби Исроэль Баал-Шем-Тов (1698–1760) говорил:
«Дурное начало похоже на продавца:
в самом начале он предлагает клиентам бесплатно попробовать «продукцию», но после «дегустации» он устанавливает настоящую цену».
Так говорил Ребе Шолом-Дов-Бер Шнеерсон, пятый Любавический ребе (1860–1920):
«Хасид создаёт окружающую среду. Если это не так, ему следует хорошенько покопаться в собственной торбе – что с ним самим происходит. И само то, что он не создаёт окружающую среду, должно его переломить, словно щепку. И заставить спросить себя: «Что ты делаешь в этом мире?»»
У супруги Любавического Ребе, ребецн Хаи-Мушки, болел глаз. Хасид, договорившийся с очень квалифицированным окулистом, чтобы тот её проконсультировал, спросил ребецн:
– Вы просили благословения Ребе?
– Нет, – был её ответ.
– Но ребецн... – с почтением начал.хасид. – Люди пишут Вашему супругу со всего мира и просят благословения. Почему же Вам не попросить о том же?
– Я не хочу беспокоить мужа, – ответила ребецн.
Хасид рассказал об этом разговоре Ребе:
– У ребецн болит глаз, и я договорился о приёме у хорошего окулиста. Она не говорила об этом, потому что не хотела Вас беспокоить, но я бы попросил благословения от её имени!
– Спасибо, что рассказали мне обо всём. Я помолюсь за неё, но, пожалуйста, не говорите ей, что я в курсе. Мне бы не хотелось, чтобы она переживала.
Пришёл однажды хасид к раби Элимелеху Шапиро из Динова (1783–1841):
– Ребе, в последнее время я чувствую некоторый упадок в духовном служении.
– Ну и что? – ответил ребе. – Только горы не знают спусков, только горб горбуна всегда сверху. Наездник – это не тот, кто умеет ездить верхом, а тот, кто умеет падать.
Рассказывал предыдущий Любавический ребе, ребе Йосеф-Ицхок Шнеерсон (1880–1950):
В Любавичах жил хасид, р. Гендл, который был, с одной стороны, человеком сокрушённым, а с другой – необычайно добрым и лёгким на подъём, когда надо помочь нуждающимся. Особенно самоотверженно он относился к приехавшим в Любавичи ради изучения Торы. Если один из этих людей заболевал, он сам шёл покупать ему молоко, чтобы убедиться, что оно свежее и только что надоенное.
Хасид р. Гендель молился искренне и с воодушевлением, со слезами и от всего сердца. С начала молитвы и до конца он молился негромко, но чуть громче обычного, так, что евреи на рынке около синагоги слышали его молитву через раскрытые окна. Как-то раз мой покойный дядя, Реб Залман-Арон, шёл через двор синагоги и услышал, как р. Гендель молится. Он зашёл в другую комнату синагоги, чтобы послушать молитву в миньяне. Мясник Хаим Меир тоже вошел, омыл руки из умывальника и сел, за ним пришел ещё кто-то послушать сладкогласную молитву р. Генделя. Кто-то вздохнул и сказал: «Ах, вот это называется молиться!» Тем временем в синагогу зашёл Берл-лавочник. Он сам был знатоком Торы и написал комментарий на книгу Ишаягу, что в его глазах было достойно всяческого уважения. «Ну, реб Берл, что Вы скажете на такую молитву?» – спросили они у него. «Что ж, действительно, конечно...» – отвечал он, подразумевая, что с комментарием на книгу Ишаягу она всё же сравниться не может». Выходя из синагоги, р. Хаим Меир-мясник вздохнул и сказал: «За такую молитву я бы дал коровий бок!»
Знаменитый хасид Реб Мендл Футерфас (1906–1995) в тюрьме (он сидел в ГУЛАГе много лет) был свидетелем такого фокуса:
Режим категорически запрещал игру в карты. Но в камере играли. Надзиратель через глазок ловил их за этим делом. Вбегал в камеру, учинял обыск и... ничего не находил. После очередного такого случая реб Мендл набрался смелости и спросил у одного урки, в чём фокус. Тот объяснил – среди них есть уникальный щипач, парнишка-карманник. Когда надзиратель заходит, парень засовываем колоду ему в галифе, а когда тот заканчивает обыск, карты из галифе вынимает. Понятно, что надзиратель ищет везде, кроме своих карманов.
Реб Мендл был в восторге и на фарбренгенах подводил итог:
– Так-то, ребятки, прежде чем искать у других, поищите у себя!

Подготовил Михоэль Ойшие


ДУХОВНАЯ СВЯЗЬ – ПОСЕЩЕНИЕ МОГИЛ ПРАВЕДНИКОВ

Тамара НОВИКОВА, Виталий ИСАЕНКО

Украина щедро усыпана могилами еврейских праведников, по сути, вторая страна в мире по количеству этих святынь. Прихожане Запорожской синагоги «Гиймат Роза», супруги Йосеф и Лея Векслеры, готовясь к поездке по святым местам, наметили маршрут посещения могил, включив в него города Бердичев, Черновцы, Умань и в обязательном порядке Шепетовку, город детства Йосефа, где он не был около 40 лет.

– Первая остановка, – рассказывает Йосеф, – была в старом Бердичеве Житомирской области. Город заслужил славу еврейской местечковой столицы. Здесь до сих пор можно услышать беседы на идиш. Наша задача была попасть на место захоронения великого праведника рабби Лейви Ицхока – «защитника еврейского народа». О нём мы и будем говорить сегодня.

Легенды и притчи о жизни рабби Лейви Ицхока, о его наставничестве и проповедях окутали судьбу этого праведника ореолом святости. «Б-г, – говорили в еврейском народе, – цадик на небесах, а рабби Лейви Ицхок – здесь, на земле». Бердичевский ребе обладал удивительной способностью замечать в каждом человеке только лучшие стороны и, соответственно, говорить о людях только хорошее – и перед другими людьми, и перед Б-гом. Время оказалось не властно над его образом...

И сегодня реб Лейви Ицхок с нами, чтобы и за нас просить в бесконечных своих молитвах.

В середине огромного кладбища мы легко нашли «оэль» великого праведника (местное население называет его «еврейской каплычкой»). Оэль – это аккуратный беленький домик белого цвета с окошками, построенный над могилой с надписями на святом языке. В оэле есть скамейки, лежат книги. Ты можешь сидеть здесь, думать, разговаривать, вспоминать, читать истории о праведниках.

Прежде чем обратиться к праведнику с личными проблемами, мы попросили о благе для всего еврейского народа: чтобы был мир, чтобы не прерывалось изучение Торы, чтобы всегда невооружённым глазом было видно, где добро, а где зло.

Потом мы написали записки с личными просьбами о брохе, или благословении, после чего помолились, зажгли свечи и дали цдаку. В записке установленной формы мы написали не только свои просьбы, но и обязались выполнить совершенно конкретные еврейские дела, подробно их описав. В оэле мы пробыли часа два, читая молитвы в книгах, которые там лежали. Записки мы порвали и оставили на могиле. Посещение этого места глубоко повлияло на нас всех.

Мы слушали Йосефа Векслера и зримо представляли, как он, стоя у могилы праведника, призывал душу Бердичевского ребе услышать и донести до Всевышнего просьбу о помощи, поддержке в добрых делах и благодарность Б-гу:

– Пусть заповеди Торы и заслуги святого праведника рабби Лейви Ицхока из Бердичева помогают нам стать лучше, защищают нас от невзгод, освещая наш долгий жизненный путь!

Наверное, не только у нас, но и у многих читателей, возникает естественное желание узнать, в чём состоят заслуги рабби Лейви Ицхока. Почему именно он, его поступки, его жизнь отнесены к такому всеобъемлющему понятию, как праведник?

И вот ответ: «Внутри каждого человека идёт постоянная война между Добром и Злом. Праведник – это тот, кто выиграл свою внутреннюю войну, избрав путь Добра и служения Б-гу».
Рабби Лейви Ицхок служил Добру, старался привить своим ученикам любовь к Торе, к молитве, старался научить евреев цельному служению хасидизму и выполнению заповедей, основанных на этом религиозном течении.
Говорят, что рабби Лейви Ицхок был насколько мудр, настолько же и прост. В своих деяниях не допускал формализма и докапывался до сути, не щадя ни времени, ни себя самого, ни тех, на ком останавливал своё внимание. Когда было нужно, реб Лейви Ицхок умел говорить и нелицеприятные вещи, хотя делал это довольно тонко. Однажды в синагоге после молитвы он подошёл к нескольким евреям, протянул им руку и сказал «Шолом Алейхем!». Они удивились, мол, зачем здороваться – ведь он видел, что они уже давно здесь.

Рабби Лейви Ицхок пояснил, что он заметил, как во время молитвы они отвлекались, то есть явно отсутствовали, поскольку мысленно находились в самых разных местах: кто-то на ярмарке, кто-то дома... Поэтому и говорю вам сейчас «Шолом Алейхем». Так что не удивляйтесь.

Безграничная доброта, терпимость, мудрость и тонкий проницательный ум – это далеко не все качества, присущие ему. Вы все знаете, что мужчине принято молиться в синагоге, одевая для этого необходимые атрибуты. Но как-то на рассвете рабби Лейви Ицхок увидел, что еврей-извозчик, облаченный в талес и тфилин , молится во дворе синагоги, смазывая при этом дёгтем колёса своей телеги. Это несовместимо – святые вещи и одновременное выполнение работы. Другой раввин, возможно, резко осудил бы извозчика, а рабби Лейви Ицхок восхищённо воскликнул:

«Владыка Вселенной! Посмотри, как свят Твой народ! Даже когда еврей смазывает колёса своей телеги, он думает о Тебе и служит Тебе!»

Рабби Лейви Ицхок заслужил уважение евреев именно благодаря терпимости и мудрости. Однажды он был в дальней поездке. На ночь остановился у одного еврея, с которым они не были лично знакомы. Угадав в госте человека важного, хозяин спросил, не шойхет ли он. На этой неделе в доме предстоит свадьба, потребуется мясо – так не мог бы он зарезать корову? Рабби Лейви Ицхок ответил, что согласен. Утром он, в свою очередь, попросил хозяина одолжить ему некую сумму денег, чтобы купить себе что-то необходимое. Деньги обязательно возвратит, как только вернётся домой. Хозяин извинился и сказал: «Но я ведь Вас, уважаемый, совсем не знаю, как же я могу одолжить вам такую сумму?» И сказал ему рабби Лейви Ицхок: «А почему Вы решили, что я шойхет и умею резать согласно Закону, не проверяя это? Когда дело касается кошелька, Вы проявляете максимум осторожности, а когда речь идёт о душе, о мицве Творца, проявляете такое легкомыслие? Ведь, на самом деле, всё должно быть наоборот!»

Изумлённый речью гостя, хозяин смущённо пробормотал: «Да-да, я как-то не подумал об этом. Буду помнить Ваши слова».
Интересных историй, связанных с именем рабби Лейви Ицхока, его взглядами на жизнь, его суждениями о праведном и неправедном, множество. Особенно чтут учение рабби Лейви Ицхока в земле Израиля. И не просто чтут – оно является сутью понимания добра, духовности, генетической связи многих поколений евреев.

Вот ещё одна история. По дороге на кладбищу к кому-то из своих близких, похороненных здесь, идёт девушка. И видит она старика, который сидит возле могилы жены, горюя, что не может прочитать поминальную молитву. Он надеялся, что будут здесь ещё чьи-то похороны, придут какие-то люди, и он попросит 9 человек прочитать вместе с ним молитву. (Да, нужно сказать, что в иудаизме существует два вида молитв. Одни молитвы человек может говорить сам, дома или в синагоге, а другие могут читать не меньше ДЕСЯТИ мужчин – это называется МИНЬЯН. К таким молитвам относится и поминальная).

Ну, так вот, к старику у могилы жены, как назло, НИКТО не идёт. Не хоронят сегодня никого. Девушка сфотографировала старика на мобильник, поставила файлик в фейсбук и пошла по своим делам. Когда через час она возвращалась, то увидела что-то странное. Вокруг старика стояли десятки людей, и люди всё шли и шли. Молодые люди! – ну, кто кроме молодых сидит целыми днями в фейсбуке? Они СПЕЦИАЛЬНО приехали, чтобы прочитать поминальную молитву с этим стариком. Вот это еврейский народ!

Вот это люди, для которых учение рабби Лейви Ицхока, его следование заповедям Торы, стало плотью и кровью. Они очень любят праведника. Но и сам рабби Лейви Ицхок безмерно любит свой народ. Легенда гласит, что, заступаясь за евреев, рабби Лейви Ицхок не боялся спорить даже с самим Творцом Мира:

«Доброе утро, Владыка Вселенной! – обращался он на идиш к Творцу. – Я, Лейви Ицхок, сын Сосье-Соры, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!.. Я, Лейви Ицхок, сын Сосье-Соры, из Бердичева, говорю: «Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придёт избавление!».

По свидетельству очевидцев, перед смертью он возгласил: «Я не обрету себе покоя и не замолчу, и не дам покоя всем праведникам в том мире до тех пор, пока не придёт Мошиах» – спаситель, который принесёт "избавление народу Израиля” и осуществит "спасение человечества”».

Рабби Лейви Ицхок умер в Бердичеве двадцать пятого тишрея 5570/1809 года. На его могиле, до сих пор привлекающей множество паломников, был воздвигнут каменный шатёр – в соответствии с завещанием рабби Лейви Ицхока, без всякой надписи.

...Ранним утром у этого святого шатра, последнего прибежища ребе, стоял наш земляк, посланник Запорожской еврейской общины Йосеф Векслер, общаясь с душй праведника, прислушиваясь к тишине, к миру, к себе...

Выражаем благодарность главному редактору газеты «Голос Хеседа» Запорожье за предоставленный материал
 
 
 
 
 

«Изливающийся источник» 

Наша квартира выходила прямо на улицу, никаких ворот, которые хоть как-то закрывали бы обзор, не было, так что все могли видеть, кто к нам заходит (тем более что большинство приходящих были с бородами и сразу бросались в глаза). Жара стояла невыносимая, но достаточно часто, как только к вечеру в доме становилось прохладнее (точнее, температура понижалась на несколько градусов), мы закрывали ставни, чтобы избежать взглядов проходящих по улице людей. А с наступлением темноты все рассаживались во дворе, кто на чём, так как стульев на всех не хватало, и кому-то – как правило, тем, кто был помоложе – приходилось устраиваться на траве.
Чтобы передать вам, каким удовольствием для всех было такое времяпрепровождение, у меня просто не хватит слов!
Муж был сильно истощён, лицо его было какого-то странного бледного цвета. Но когда он говорил с собиравшимися у нас людьми, это был самый настоящий «изливающийся источник» красноречия. В эти моменты он выглядел как совершенно здоровый человек, и голос его был настолько громким и сильным, словно обо всех своих болезнях и несчастьях он позабыл!

В тех условиях и слушатели, и машпия могли дорого заплатить за подобные «посиделки». Гости часто уходили от нас в страхе, и в страхе же мы оставались дома. Каждый шорох, который раздавался, заставлял всех встрепенуться: не идёт ли кто?.. Но всё это не могло помешать тому, чтобы на следующий день или через пару дней те же люди снова собрались в нашем доме.

Так проходило время. Каждый день у нас бывали новые знакомые, среди которых большинство составляли эвакуированные евреи из Белоруссии, Украины, Москвы и Ленинграда. Мы жили на окраине, достаточно далеко от центров общинной жизни, но из каждой синагоги города к нам присылали делегатов с приглашением помолиться, а если нет, то хотя бы время от времени проводить у них уроки или просто выступать перед общиной. Кто-то из алма-атинских евреев заботился и о материальной стороне нашей жизни, стараясь обеспечивать нас всем, в чём мы нуждались. Всё это делалось с таким уважением, которое нам редко доводилось испытывать. Я даже представить себе не могла, какое место занимает мой муж в глазах этих людей и насколько высоко они его ценят!

Однако одновременно со всеми этими положительными изменениями в нашей жизни продолжала, увы, прогрессировать болезнь мужа. Дух по-прежнему был крепок, но не тело. К мужу приглашали врачей, лечение не помогало, и состояние его здоровья постепенно ухудшалось. Даже на то, чтобы ходить, у него не всегда хватало сил, так что в синагоги, куда его приглашали, он так и не попал. Вообще, за всё время, проведённое в Алма-Ате, он так ни разу и не выбрался в город...

Слова Торы – более двух часов подряд

Вскоре после переезда в Алма-Ату у одного из наших добрых друзей состоялась брис-мила , на которую было приглашено множество людей из самых разных кругов. Родители ребёнка попросили, чтобы мой муж тоже был их гостем.
Пришло значительно больше людей, чем было разослано приглашений, причём люди собрались разные: не только религиозные, но и светские, не утратившие, тем не менее, связей с еврейством, – учёные, торговцы и даже сотрудники государственных учреждений (к перечисленным категориям принадлежало большинство алма-атинских евреев).
Муж мой, как я писала, был уже очень слаб, но это не помешало ему произносить слова Торы более двух часов подряд, без перерыва. На светских слушателей его выступление произвело особое впечатление – они не могли понять, откуда у религиозного человека, раввина, такие глубокие познания в самых разных областях! Там были, к примеру, двое математиков, которые стали задавать ему вопросы по исчислению и были, по их собственным словам, «шокированы» его ответами.

Но самое главное то, что мой муж произносил там слова учения хасидизма. Среди гостей было несколько человек из хабадских хасидов, и один из них сказал ему: нужно говорить больше про «авойду», а не только про «асколу» .

Оппозиционеры

Надо сказать, были времена, когда мой муж сталкивался с определённой «оппозицией» по поводу того, как именно следует излагать учение хасидизма. Одни говорили, что он слишком много внимания уделяет Каббале, другие – что в его словах слишком много «асколы»... Я в этом не особо разбираюсь, но не раз видела, как разные люди приходили к нему со своими бесконечными претензиями. В большинстве случаев критикующим просто не хватало сил разобраться в том, что он говорил на своих уроках. Были, однако, те немногие, кто считал, что им есть, что сказать как по поводу учения хасидизма, так и по поводу авторитета, которым мой муж пользовался в общине. Более того, предварительно они запасались «материалами», которые, как они считали, подтверждают их претензии. Но спустя несколько минут разговора с ним эти люди оказывались в состоянии абсолютного «битуля» , не в силах, как говорится, вымолвить ни звука. Уходили они от моего мужа уже не теми, какими пришли, и на следующий день возвращались со смирением и пониманием своего места. И всегда – с новыми вопросами: теперь уже они не просто слушали, но буквально глотали его объяснения, как жаждущий – воду. И каждый раз то один, то другой из слушателей восклицал в восторге: «О! О!»...
 
 
Такой вот «оппозиционер» нашёлся и на брис-миле в Алма-Ате. Но он был единственным из более чем двухсот гостей. Стоит отметить, что даже местные богачи были изумлены его дерзостью: как он посмел делать замечания такому человеку во время его выступления!..

Общинная деятельность

В работе в общине мой муж всегда проводил собственную линию, независимую ни от кого. Сначала у него было немало противников, но со временем община сплотилась вокруг него, и люди с большим уважением делали всё, что он от них требовал.

В последние годы, когда на еврейскую улицу, как тогда говорили, пришла советская власть, жизнь начала угасать. Особенно это касалось религиозной деятельности, которая была практически полностью запрещена. Несмотря на это, мой муж сумел тогда сделать многое – как втайне, так и открыто. Он часто использовал в работе «пролетарский» подход , и те, кто должен был ему мешать, ничего не могли с этим сделать, им приходилось просто закрывать глаза на его работу.

Хабадские хасиды и другие евреи

В Алма-Ате было тогда значительное количество евреев. Многие снимали комнаты в домах у казахов и устраивали там миньяны для молитвы. В будние дни и по субботам людей обычно собиралось немного, в основном, старики. В дни еврейских праздников и по сСубботам, выпадавшим на государственные дни отдыха (годовщина революции, Первое мая и т. п.), молодёжь также украдкой пробиралась в синагогу помолиться.

Среди молящихся были как хабадские хасиды, так и евреи, относящиеся к другим направлениям. Возникавшие нередко споры не уступали по накалу тем, что в своё время происходили между Алтер Ребе и виленским Гаоном, хотя спорщики, конечно, не достигали уровня ни того, ни другого.

В субботу накануне второго нисана габай синагоги объявил, что сегодня к Торе будут вызваны только любавические хасиды . Тут же, естественно, появились противники такого решения; отношения между молящимися утратили всякую дружелюбность, евреи стали припоминать друг другу все прошлые споры и обиды...

Когда в город приехал мой муж, хасиды приложили усилия, чтобы это осталось в тайне от тех, с кем они враждовали. Однако многие его увидели в субботу на молитве и, естественно, подошли познакомиться. Среди них были и те, кто с уважением относился к учёным мудрецам. Они говорили, что много слышали о Шнеерсоне, и им было бы интересно пообщаться с ним: нельзя допустить, чтобы «монополия» на него была только у одной группы евреев!

Перевод с идиша Цви-Ѓирша Блиндера

Новости еврейской улицы

Делегация еврейской молодёжи побывала на месте теракта в кошерном супермаркете в Париже и посетила места, связанные с историей Холокоста

1 мая делегация еврейской молодёжи под руководством раввина Берла Лазара посетила с визитом солидарности еврейскую общину Франции. В состав делегации вошли более 500 учащихся еврейских учебных заведений в возрасте от 18 до 24 лет из 24 городов. Группа молодёжи побывала на месте теракта в кошерном супермаркете Hyper Cacher, где в январе этого года в результате теракта были убиты четверо евреев.

На месте трагедии прочитали поминальную молитву. Выступая перед участниками поездки, раввин Лазал сказал: «Нет такой силы, которая способна сломить нас. Никакой террорист не может воевать против еврейского духа. В каждом поколении появляется какой-то враг, но наши святые книги учат, что ни один ненавистник не устоит перед единством еврейского народа и нашей верой в Творца. Если мы не будем забывать об этом – тогда нечего бояться. Поэтому дай Б-г, чтобы наши сегодняшние молитвы укрепили дух французских евреев и помогли им вновь обрести уверенность в жизни».

После поминальной молитвы и обращения раввина группа молодёжи спела еврейские национальные песни и сделала покупки перед субботой в супермаркете Hyper Cacher. В продолжение поездки делегация молодёжи посетила еврейский квартал Парижа и побывала в синагоге на улице Паве, где встретилась с представителями еврейской общины Франции.

В синагоге перед собравшимися выступил французский раввин, президент общины «L’association Agoudas Hakehilos» Даниель Альтман, который тепло приветствовал группу. Он подчеркнул, что, ему приятно видеть, «как оживает русскоязычное еврейство». Он также отметил, как важны такие визиты, поскольку «они дают еврейской общине Франции почувствовать, что они не одни в этом мире, что другие общины переживают за их будущее».

Напомним, что 9 января в районе Порт-де-Винсен во французской столице террорист Амеди Кулибали ворвался в кошерный магазин, убил четырёх человек и захватил в заложники ещё 15 покупателей и продавцов. Он потребовал отпустить братьев Куаши, виновных в расстреле сотрудников сатирического журнала Charlie Hebdo. Ответственность за теракты тогда взяла на себя йеменская группировка «Аль-Каида на Аравийском полуострове».

Также в ходе поездки по Европе группа еврейской молодёжи посетила концлагерь Освенцим и другие места, связанные с историей трагедии Холокоста. 3 мая в память о трагедии еврейского народа в годы Второй Мировой войны делегация посетила комплекс концентрационного лагеря Освенцим.

В Освенциме также прошла встреча с пережившей Холокост бывшей узницей концлагеря Брандл Флайшман, которая рассказала молодёжи о своём личном опыте – опыте человека, выжившего в ужасающих условиях концлагеря.
Франция: мужчина сбил 11 пешеходов «во имя детей Палестины»

В городе Дижон на востоке Франции, мужчина на автомобиле с криками «Аллах у акбар!» намеренно совершил несколько наездов на пешеходов. В результате пострадали 11 человек.

Двое из пострадавших в результате «автомобильного теракта» получили серьёзные ранения, но опасности их жизни нет. Ещё 9 человек были ранены легко. Водитель автомобиля, 1974 года рождения, задержан.

По свидетельствам очевидцев, мужчина, направляя машину на людей, помимо «Аллах у акбар» выкрикивал также, что действует «во имя детей Палестины».

Круглый стол в Запорожье на тему: «Первый геноцид ХХ века»

По инициативе Объединения «Самопомощь» в Запорожье прошёл круглый стол на тему: «Первый геноцид ХХ века»: «Внешне экономическая политические рычаги влияния в большой политике на примере признания геноцида армян в Османской империи». На мероприятии присутствовали представители национальных диаспор города Запорожья, в частности: еврейская, ассирийская, болгарская, армянская, учёные и аспиранты, представители общественных объединений. Также в круглом столе принимали участие Епископ Запорожский и Мелитопольский, настоятель Армянской Апостольской Церкви и представитель греко-католической. Участники круглого стола обсудили актуальный на сегодняшний время вопрос о ненаказуемости первого геноцида ХХ века – геноцида армян в Османской империи, который, по словам историков, стал своеобразной «репетицией» Холокоста. Было принято решение о сотрудничестве с участниками круглого стола и о создании и реализации образовательных мероприятий и проектов с привлечением молодёжи города и области, направленных на формирование толерантности и уважения представителей разных народов, национальностей и религий по отношению друг к другу.
Последний еврей Пакистана встал на защиту еврейского кладбища

Пакистанский инженер Фишель (Фейсал) Бенхалид пытается сохранить еврейское кладбище в Карачи, крупнейшем городе Пакистана. Его отец был мусульманином, а мать – еврейкой из Ирана, и в настоящий момент он единственный в стране открыто признаёт себя евреем.
Власти Пакистана пока игнорируют письма и кампанию Бенхалида за сохранение еврейского кладбища. Его смотритель-доброволец Чанд Ариф утверждает, что появились желающие выкупить землю и сделать кладбище мусульманским.
Главный архитектор Карачи Ариф Хасан предложил включить еврейское кладбище в перечень охраняемых государством объектов культурного наследия. «Разумеется, в Пакистане сильны антиизраильские настроения, но это наше наследие. Неважно, кто мы: евреи, мусульмане или христиане – мы обязаны защитить его», – подчеркнул Хасан.
Конгрессмен от штата Нью-Йорк Ли Зельдин обратился к послу Пакистана с просьбой предоставить гарантии безопасности еврейского кладбища в Карачи. В своём письме единственный еврей-республиканец в Конгрессе сослался на один из декабрьских выпусков газеты «Гардиан», где говорилось, что определённые пакистанские организации пытаются завладеть землёй, на которой находится около 300 еврейских могил. «Надеюсь, что Исламская Республика Пакистан признаёт важность почитания умерших, независимо от их вероисповедания или этнической принадлежности», – говорится в письме Зельдина послу Пакистана в Вашингтоне Джалилю Аббасу Джилани.
Конгрессмен Ли Зельдин. Фото John Griffin

Большинство из 300 могил кладбища относится к середине XIX века. В одном из склепов похоронен Соломон Давид - основатель синагоги «Маген-Шалом» в Карачи, который скончался в 1902 году. В 80-х годах на месте синагоги построили жилой дом.
Евреев города Карачи в Пакистане отмечают праздника Хануки, 1942 г.

После основания Государства Израиль еврейская община Пакистана подвергалась гонениям со стороны мусульман.

Визовый режим для евреев в Саудовской Аравии не менялся

Пресс-служба Министерства труда Саудовской Аравии опубликовала официальное заявление, в котором сказано, что государственная политика по отношению к выдаче виз евреям не менялась.

Это заявление расценивается как реакция на недавнюю публикацию в одной из местных газет («Al-Watan»), где было сказано, что евреи могут получить разрешение на трудоустройство на территории Саудовской Аравии.

Издание в качестве доказательства привело слова сотрудника Министерства труда, который сказал, что для большинства граждан Израиля въезд в страну закрыт, в то время когда для представителей других национальностей Саудовская Аравия остаётся всегда открытой. Чиновник подчеркнул, что даже если гражданин Йемена исповедует иудаизм, в рабочей визе ему отказано не будет.
Официальное заявление Министерства труда Саудовской Аравии говорит, что даже если в анкетах присутствует пункт «религия – иудаизм», это не является поводом для изменения процедуры выдачи рабочих виз.
Дверной косяк дома в Перемышле хранил тайну более 70 лет

Владельцы «Ми Полин» – проектной мастерской, занимающейся еврейским дизайном, ‒ обнаружили нечто необычное. В дверном косяке старого каменного дома в городе Перемышль, Польша, они нашли свиток пергамента из мезузы.
f. Aleksander Prugar

Владельцы «Ми Полин» – это Хелена Черняк и Александр Пругар. Эти молодые люди уже воплотили в жизнь много интересных проектов, в частности изготовили мезузу для незрячих, а также бумажный жёлтый нарцисс, раздаваемый в разных странах в годовщину восстания в Варшавском гетто. С недавних пор они готовят выставку, посвящённую следам мезуз. На ней будут представлены оттиски уже немногочисленных углублений от довоенных мезуз, а также информации о людях, которые могли к ним прикасаться.
Информацию о следе мезузы в Перемышле передала им недавно Ганна Мерляк. Она заметила, что у входа в дом на улице Владыче торчит пластинка, прикреплённая наискосок к дверному косяку.

Хелена Чернек и Александр Пругар попытались выполнить оттиск мезузы, однако неожиданным препятствием оказалась зимняя погода. Низкая температура привела к тому, что масса, используемая для оттисков, почти что замерзала в руках.

– Мы очень расстроились. Ради того, чтобы сделать оттиск, мы ехали десять часов из Варшавы в Перемышль, ‒ рассказал Александр Пругар.‒ Мы пробовали разминать массу, сидя в машине, а небольшой шпатель нагревали над вентилятором. В конце концов, у нас всё получилось.

Ганна Мерляк подозревала, что пластинка – это не единственный след от мезузы. С согласия владельцев дома из пластинки вынули гвозди. Оказалось, что в дверном косяке до сих пор находится пергамент с текстом на святом языке, написанным на пергаменте, по всем правилам – кошерная мезуза.

– Нам кажется, что пергамент в отличном состоянии, – говорит Хелена Чернек. – Им занялись реставраторы из Национального музея в Варшаве. Вместе с ними мы подумаем о том, что будет дальше с этим ценным предметом иудаики.
Назвал антисемитов антисемитами…

Депутат городского совета Нью-Йорка Давид Гринфилд резко осудил группу антисемитских пропалестинских демонстрантов, которые попытались сорвать заседание Совета. Демонстранты ворвались на галерею зала заседаний как раз в тот момент, когда обсуждалась резолюция в честь 70-летней годовщины освобождения Освенцима.


«В то время как мы обсуждали резолюцию, касающуюся убийства 1.1 миллиона человек, – подчеркиваю, что 90%

из них были евреями, но остальные 10% были политическими диссидентами, Свидетелями Иеговы, гомосексуалами – всех их убивали вместе в Освенциме-Биркенау, – заявил Гринфилд, – пока мы обсуждали это, у них хватило наглости, нахальства и безумия, чтобы развернуть флаг Палестины и кричать на нас».

Подняв голос, Гринфилд сравнил открытое общество Израиля с режимами угнетения, существующими по всему Ближнему Востоку, а затем заявил: «То, что вы видели здесь сегодня, это неприкрытый слепой антисемитизм».

Гринфилд сказал, что демонстранты развернули палестинский флаг, выражая злость на то, что «Гитлер не завершил свою работу. Он уничтожил всего лишь половину моей семьи».

«Позор им за неуважение к самому разнообразному демократически избранному органу в Соединенных Штатах Америки, и поэтому мы едем в Израиль», – сказал он в заключение.

Непосредственной мишенью демонстрантов была намеченная депутатом Грнфилдом на следующий год поездка в Израиль, в которой намереваются принять участие председатель городского Совета Нью-Йорка Мелисса Марк-Виверито и ещё 14 членов Совета.

Из прилагаемого видеоклипа видно, что демонстранты пребывали в состоянии коллективной истерики, выкрикивали оскорбления и всячески выплескивали свою ненависть к депутатам городского совета Нью-Йорка.

Другие депутаты поддержали Гринфилда в его осуждении антисемитской акции, в которой приняла участие и маргинальная группа «Еврейский голос за мир». «Демонстранты против Городского Совета были столь переполнены ненавистью и ядом, что они лишь укрепили нашу поддержку Израиля – ЕДИНСТВЕННОЙ демократии на Ближнем Востоке», – написал на своей страничке в Твиттере депутат Марк Д.Левин. Депутат Кори Джонсон назвал демонстрацию «невероятно неуважительной и оскорбительной. Просто ужасной».

Ниже – выступление депутата горсовета Давида Гринфилда:

«Я ждал своей очереди, не желая нарушать протокол, и не заговорил раньше из уважения к этому месту. Я должен сказать, что и сейчас ещё потрясен до глубины души, расстроен и сердит. Но скажу вам откровенно, я в какой-то степени доволен, что мы увидели всё это сегодня. Если вас интересует, почему я это говорю, то я объясню. На протяжении последних нескольких недель мы то и дело слышали от разных людей: «О, мы не то чтобы не любим евреев, мы не любим только государство Израиль. У нас нет ничего против вас, но мы просто не хотим, чтобы вы ехали в Израиль».
Но мы знаем, что то, что они говорят, это не просто декорум. И сегодня они это доказали. Пока мы обсуждали резолюцию, касающуюся убийства 1.1 миллиона человек – я подчеркну, что 90% из них были евреями, но остальные 10% были политическими диссидентами, Свидетелями Иеговы, гомосексуалами – всех их убивали вместе в Освенциме-Биркенау. И вот пока мы обсуждали это, у них хватило наглости, нахальства и безумия, чтобы развернуть флаг Палестины и кричать на нас.

Так что причина, по которой я доволен, заключается в том, что мы можем прекратить делать вид, будто речь идёт об Израиле. Реальность такова, что каждая существующая сегодня ближневосточная страна - это не демократия, там преследуют людей других религий, там преследуют гомосексуалистов, преследуют тех, кто не согласен с режимом, преследуют тех, кто высказывается на Твиттере, преследуют женщин, которые водят машину. За исключением одной страны - и этой страной является Израиль. Поэтому то, что вы видели здесь сегодня - это чистейший, неприкрытый и слепой антисемитизм. Это вы видели, это вы наблюдали, этому вы были свидетелями.

Эти люди расстроены по одной лишь причине. Вы хотите знать, на что они так сердиты? Вы знаете, почему они развернули этот флаг сегодня? Потому что Гитлер не завершил свою работу! Он уничтожил лишь половину моей семьи!

И только по милосердию Всевышнего вторая половина моей семьи, я - внук, жив сегодня. И это причина, по которой эти люди столь огорчены.

Позор им! Позор за то, что они ненавидят евреев. Позор за ненависть к людям. Позор им за неуважение к самому разнообразному демократически избранному органу в Соединённых Штатах Америки, и поэтому мы едем в Израиль. Мы едем в Израиль, чтобы заявить там громко и ясно, что нас не испугает эта ненависть, что нас не остановит страх перед этими людьми, которые готовы скорее праздновать смерть евреев, чем оплакивать смерть невинных.

Мне стыдно за то, что произошло здесь сегодня. Но я рад, что мы, наконец, увидели, о чём в самом деле идёт речь: это всё тот же старый антисемитизм.

Спасибо».

(Перевела Элеонора Шифрин, Иерусалим)

Подготовил Михоэль Ойшие

Еврейская кухня

 
Дорогие мои еврейские кулинары, наступает праздник Шавуот.
Праздник Шавуот выражает глубокую идею о том, что физическое освобождение от рабства и даже завоевание политической свободы не имеют особого значения до тех пор, пока не достигнута свобода духовная, основанная на признании единственной власти – власти Всевышнего и Его заветов.
В Шавуот принято есть молочные блюда. Существует несколько объяснений этому древнему обычаю. Некоторые считают его символом страны, «текущей молоком и мёдом». Другие отмечают, что до дарования Торы евреи не знали никаких запретов на продукты питания и после дарования Торы были вынуждены ограничиться молочной трапезой, так как вся остальная приготовленная еда оказалась не кошерной. Кроме того, стихи Торы, в которых сказано о принесении в жертву плодов первого урожая, завершаются заповедью «Не вари козленка в молоке матери его» (Шмот, 23:19, 34:26).
Когда нашему народу была дарована Тора, то у горы Синай стояли все, «от мала до велика». Поэтому и рецепты этот раз для маленьких и больших.
Для всех вас, мои дорогие евреи!
Хаг Песах самеах ! Ваш еврейский кулинар Йосеф Векслер.

Замечательное вкусное желе можно приготовить из творога, сметаны и молока. Такой десерт неплохо подавать детям, которые не всегда едят с удовольствием творог.

Еврейская кухня


Нежнейшая творожная вкуснятина

Ингредиенты:

Сметана – 200 граммов;
Творог нежный – 750 граммов;
Сахар – 200 граммов;
Желатин (кошерный) – 30 граммов;
Молоко – 200 миллилитров;
Персики консервированные (можно заменить любыми другими консервированными фруктами).

Приготовление:

Для этого десерта нужно взять очень нежный и мягкий творог. Такой творог можно приготовить и дома. Для этого два литра кефира нужно заморозить в морозильной камере, а потом выложить в марлю и подвесить на крючок, дать стечь лишней влаге. В марле останется нежнейший творог, который подойдет для приготовления данного десерта.

Нужно смешать творог и сметану, а также добавить сахар-песок. В желатин необходимо влить молоко и дать набухнуть. Персики порезать на кубики и положить к творожной массе. Молоко с желатином поставить на огонь, для полнейшего растворения, после этого влить к смеси творога и персиков. Всё перемешать и вылить в форму для застывания. Затем поставить на холод на 3 часа.

Ингредиенты:

Кефир (любой жирности) – 2 ст.;
мёд – 3 ст. л.;
ванильный сахар – 1 пакетик;
желатин (кошерный) – 1 ст. л.

Творожные облачка

Ингредиенты:

творог – 400 г;
2 яйца;
4 ст. л. манной крупы;
горсточка изюма (или ягод) – это необязательный ингредиент, можно сделать просто белые облачка и полить вареньем;
соль – щепотка;
пакетик ванильного сахара.

Кефирное желе

Приготовление:

1. Яйца с ванильным сахаром взбиваем венчиком. Чем лучше взобьёте, тем нежнее получатся облачка.
2. Добавляем творог, тщательно перемешиваем. Должен получиться однородный мягкий творожный крем.
3. Засыпаем манку, солим и снова тщательно перемешиваем.
4. В последнюю очередь замешиваем изюм или ягоды.
5. Получившуюся массу выкладываем ложкой в кипящую подсоленную воду. Даём всплыть и повариться буквально пару минут.
6. Готово! Есть можно с любым вареньем, со сметаной или сладким соусом.

Приготовление:

Желатин залить 2-3 ст. ложками воды, дать набухнуть. Потом растворить на малом огне, непрерывно помешивая. В кефир добавить мёд и ванильный сахар. Хорошенько размешать до растворения сахарных крупинок. Тоненькой струйкой влить желатин, непрерывно размешивая. Размешать до однородной массы, разлить по формочкам, поставить в холодильник.

Если сделать с вечера, утром уже готово. Подавать с пюре из кисленьких фруктов.


Замечательное вкусное желе можно приготовить из творога, сметаны и молока. Такой десерт неплохо подавать детям, которые не всегда едят с удовольствием творог.

Ингредиенты:

1 л молока (желательно самого жирного, пастеризованного или свежего, ультрапастеризованное не подходит);
сок половины лимона;
щепотка соли и сахара.

Как приготовить картофельную фритатту?

1. В большой кастрюле смешать молоко, сахар и соль. Нагреть до температуры 90°С (если нет кулинарного термометра, ориентируйтесь по моменту, когда молоко почти закипело, это и есть нужная температура), постоянно помешивая, чтобы молоко не пригорало.
2. Снять с огня до закипания (это очень важно!), добавить лимонный сок, размешать и оставить на 5 минут. Молоко начнёт расслаиваться.
3. Дуршлаг застелить несколькими слоями марли и процедить жидкость. Оставить минимум на 1 час. Чем дольше выдерживать, тем гуще получается сыр. Рекомендуется остудить перед употреблением. Можно смешать с любимой зеленью или добавить паприку или изюм или по вашему вкусу...

Домашний плавленый сыр из творога

Нам потребуются:

Творог 0,5 кг.
Сливочное масло 100 гр.,
Яйцо 1 шт.,
Соль и сода 1/2 ч. ложки.
Инвентарь: две кастрюли – маленькая и большая.

Приготовление:

Творог, масло, яйцо, соль и соду взбить в блендере до однородной массы. Поставить творожную смесь на водяную баню в маленькой кастрюле и варить, помешивая до тех пор пока масса не начнёт плавиться.
Форму смазать маслом и вылить туда сырную смесь. Убрать в прохладное место на 8-10 часов.

Адрес редакции:
г. Запорожье, ул. Героев Сталинграда, 27.
Тел.: (061)280-40-01.
E-mail: evrey@journalist.com
Редактор:
Михоэль Ойшие,
Лариса Анатольевна Бобакова
Газета выходит один раз в месяц. Тираж 500 экз.
Материалы, рекламу, рецепты и стихи присылать на электронный адрес редакции.
Сайт: http://evrey.com.ua/

Лаг ба-Омер в Запорожской еврейской общине

В среду вечером (06.05) евреи Запорожья собрались праздновать день радости рабби Шимона бар Йохая.
Всех собравшихся, услышавших от ребецин Дины об этом празднике, ждал сюрприз – увлекательная интерактивная игра, которую подготовила Наама Ойшие.
Затем был зажжён красивейший костёр и приготовлены различные вкусности.
Празднование продолжилось в четверг, когда дети из еврейского садика и школы приехали в синагогу «Гиймат Роза»: представление, батуты, сладкая вата, угощения, различные конкурсы и викторины и много-много радости, веселья, смеха и улыбок!
Оставить комментарий
Здравствуйте. Я попала на ваш сайт когда искала:

Газета Голос Хэседа в Запорожье
Главный редактор Виталий Исаенко

почитала все статьи и мемуары с большим интересом.
Спасибо большое.
В вашем городе живут потомки, мои родственники - веточка большого могучего семейного дерева фамилии Кабо ( http://arkgenealogy.narod.ru/Kabo.htm ) -Клара И Светлана родные сестрички. 56. Кабо Ханна Давыдовна - их мама. Oни являються членами вашей еврейской общины
Я сейчас пишу об этом книгу.
За все вам низкий поклон. Светлана Ганик, США Нью-Йорк
Опрос
в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter