Песах – этап собственного развития
Нохум Эрентрой. Главный раввин Запорожья и Запорожского региона
Давайте поговорим о хлебе. Так что в нём плохого? Перед Песахом мы ищем в каждом укромном уголке и трещине незамеченную крошку, а затем сжигаем всё, что мы нашли.
Потом восемь дней мы едим только мацу, и никакого хлеба ни в коем случае. И тогда может показаться, что хлеб вообще представляет собой что-то очень плохое.
Но если хлеб настолько вреден для нашей духовной жизни, то почему же он дозволен в остальную часть года?
Весёлого и кошерного Песаха всем!
Здесь вы можете ознакомиться со всеми выпусками газеты.
Скачать выпуск газеты 22 [1.45 Mb] (cкачиваний: 25)
Хлеб представляет собой собственное ‘я’. Хлеб надутый и важный, в отличие от пресной мацы, которая является плоской и скромной. Разве собственное ‘я’ – это плохо? Или отсутствие его – это так хорошо?
Рабби Дов Бер из Межерича, ученик основателя хасидизма БаалШем-Тов, занявший потом место учителя, говорил нам: «Ничто в мире не может превратиться из одной реальности в другую, прежде чем сначала не превратится в Ничто, и только пройдя эту стадию, может возникнуть новое творение – из яйца может возникнуть цыплёнок. Момент, когда уже нет яйца, но ещё нет цыплёнка, – это и есть небытие.
Оно подобно прорастающему зерну. Зерно не начинает прорастать, пока не разбухнет в земле и не утратит свои качества как зерно; происходит это для того, чтобы оно могло достичь стадии небытия, предшествующей новому творению». Собственное ‘я’ имеет своё время и место. Но его место не там, где человек должен расти. Его время не тогда, когда человеку приходится развиваться дальше, стремясь к высшему уровню. Тому, чтобы стать «завтрашним я», может мешать только одно – это «сегодняшнее я». Человек никогда не станет лучшим, если не покинет того, кем был раньше.
Не важно, насколько хорошим он был, всегда можно двигаться дальше. Несмотря на то, насколько он был заботливым, всегда можно стать лучшим. Духовность не имеет границ – всегда найдётся, куда двигаться выше и дальше. Но это значит, что надо хотя бы временно отставить «себя» в сторону для того, чтобы позволить новому «я» появиться и расцвести. Это особенно важно, когда мы говорим о нашей связи со Всевышним. Для перемещения за пределы нашего текущего состояния на более высокий уровень духовности необходимо приостановить своё ‘я’ и следовать Б-гу с чистой верой. Но как только мы сделали скачок за пределы себя, мы должны вновь осознать себя и теперь работать со своим ‘я’.
Теперь пришло время для интеграции вновь обретённой способности проникновения в суть нашей реальности, чтобы сделать её своей частью. Для этого необходимо снова считаться со своим собственным ‘я’. Ведь без него мы остаёмся просто никем. А «никто» не может иметь отношения со Всевышним. Это необходимый процесс – иногда нужно не считаться со своими привычками, надо выходить за пределы собственного ‘я’. Развиваться без этого просто невозможно. Это время, когда хлеб запрещён, это время, когда мы едим только мацу. Но в остальное время необходимо использовать наш жизненный опыт для того, чтобы процесс нашего развития имел смысл, ведь мы остались такими же, только стоим уже выше, и мы стали лучше.